За последнее время достаточно быстро
эволюционирует образ жизни современного потребителя. Меняются способы
коммуникации людей, увеличивается объем информации. Банкам приходится
разрабатывать новые продукты, отвечающие запросам современных клиентов,
внедрять инновации в обслуживании, модернизировать свои отделения и
развивать альтернативные каналы.
В начале III тысячелетия мир увидел новые
концепции «Bank Of The Furure», которые внедрялись банками в Европе и
Северной Америке – они стремились быть похожими на обычный ритейл,
кофейни, интернет-клубы. Стратеги в один голос прогнозировали
сворачивание сетей отделений и переход финансовой розницы в online.
Однако этого не произошло. С распространением социальных сетей появилась
очередная волна «предсказаний». Но кто-нибудь получил кредит через
Facebook?! Более 80% концепций «Bank Of The Future» были заброшены.
А много ли на сегодняшний день инноваций, которые были созданы банками в
последние годы? Конечно, мы слышим об IT- и других технологиях, они
позволяют обслуживать клиентов дистанционно. Однако большинство «новых»
технологий используются уже десятилетиями. Достаточно вспомнить, когда
появились платежная карта и первый банкомат? Корпоративные клиенты
обслуживались дистанционно по системе «банк–клиент» и 20 лет назад.
Теперь те же банки предлагают эту технологию физическим лицам, называя
это «инновацией».
На самом деле изменились коммуникации (мобильная связь, высокоскоростной
Интернет), а не банковские продукты. Сегодня банки с помощью новых
каналов могут продавать продукты немного быстрее, чем раньше. Но не
стоит путать новые каналы и новые продукты.
Для большинства банков на постсоветском пространстве самыми большими
сложностями в обслуживании клиентов являются устаревшие бизнес-процессы,
а не скорость связи. Именно из-за проблем в процессах и, как следствие,
в качестве обслуживания потребитель не воспринимает инноваций,
преподносимых банками так, как банки этого желают. По сути, банковская
услуга не стала лучше при внедрении еще одного канала, если кредитную
карту нужно по-прежнему ожидать несколько дней. Совсем по-другому
обстоит дело у зарубежных финансистов. Например, британский банк Metro,
созданный всего полтора года назад, смог быстро решить эту проблему. Их
клиент может пользоваться сразу всеми инновациями, так как банк выдает
клиентскую карточку немедленно – в каждом отделении Metro установлен
аппарат для изготовления таких карт. Пока клиент заполняет заявку, его
карта уже печатается. Очевидно, что клиентам нужны именно такие
инновации.
Одним из ключевых понятий в финансовом мире всегда было доверие, которое
не поддается автоматизации, его невозможно создать дистанционно. Именно
поэтому для подавляющего числа банков более 90% розничных продаж
приходятся на отделения. У наиболее успешных в инновациях доля каналов
дистанционного банковского обслуживания может составлять около 10%. Но,
как и 20 лет назад, свыше 70% решений о покупке продукта в конкретном
банке принимается в отделении. Более 60% клиентов как минимум раз
в месяц приходят в банк. Вот почему необходимо сосредоточиться на
главном канале продаж – отделении банка. Даже тот, кто изначально
создавался как online-банк, вынужден открывать офисы для формирования
доверия клиентов. Таким образом, визит клиента в отделение – это самый
главный актив банка.
Продолжая внедрять новые каналы,
позволяющие экономить на обслуживании, банки лишают себя возможности
индивидуального подхода к клиенту. Ведь клиент уже не придет в
отделение, и в этом заключается разница во взглядах банка и клиента.
Имидж банка, его достижения на финансовом рынке, а также положительный
опыт, которые банк желает донести до своего клиента, лучше всего
раскрываются при живом общении, то есть в отделении банка. Именно в
отделении можно контролировать качество и способы передачи информации,
узнать о потребностях каждого клиента индивидуально. Это невозможно
сделать через Интернет, там можно только прогнозировать, а не
контролировать ситуацию. Это значит, что банковский бренд не может быть
успешным online, если он не добился этого в своих отделениях.
В ближайшие 2–3 года мы увидим качественные трансформации в сетях
банковских отделений.
Николай ЧУМАК
Источник: banksinfo.kiev.ua
|